Адрес:
192019, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 2, лит. Б
Проектирование автомобильных дорог, инженерных коммуникаций, благоустройства, полигонов отходов, рекультивации земель, кладбищ, природоохранных мероприятий
Телефон:

Экологический аудит: его принципы, задачи и нормативно-правовые основы

Активно используемая в последние годы процедура экологического аудита подразумевает комплексную проверку и осуществляемую на основе ее результатов оценку деятельности предприятия и индивидуального предпринимателя в плане внедрения и соблюдения ими принципов экологического менеджмента, регламентирующих основные направления использования природных ресурсов и их соответствие экологическому законодательству России.

Экоаудит необходим для того, чтобы обнаружить существующие экологические проблемы на данном предприятии, а также подготовить заключение и рекомендации, которые помогут усовершенствовать деятельность субъекта в плане охраны окружающей среды (уменьшение вредных выбросов в атмосферу, использование ресурсосберегающих технологий, правильная утилизация токсичного сырья и пр.).

 

Нормативно-правовая база экологического аудита в России

Полноценная законодательная платформа, регулирующая сферу экологического аудита в РФ, на данный момент практически не сформирована, хотя экологическое аудирование, как инструмент, способный обеспечить реализацию экологических требований, в нормативной базе упоминалось уже очень давно. Так, данный термин можно встретить в:

  • Государственной приватизационной программе России (Указ Президента от 24.12.1993г.);
  • Постановлении Правительства, разрешающем лицензировать экологический аудит, как сферу деятельности негосударственных компаний;
  • Приказе Государственного экологического комитета об экологическом аудите в РФ от 30.03.1998г. № 181;
  • Приказе Государственного экологического комитета об обязательном внедрении экологического аудита для субъектов предпринимательской деятельности от 16.07.1998г. №436;
  • Приказе Министерства природных ресурсов о внедрении аудита в сферу разработки и использования недр от 02.04.1998г. №48;
  • нормативно-правовых актах отдельно взятых российских регионов, например, в Томской, Амурской и др.обл., а также Республики Башкортостан.

Несмотря на эти нормативные акты, отношение законодательства к аудиту в экологической сфере – двоякое. Например, Закон об охране природы только определяет понятие экологического аудита (ст.1), но не упоминает этот термин далее по тексту.

Не менее «интересным» является вопрос о компетенции экологического аудита. Так, отечественное законодательство определяет аудиторство, как сферу деятельности, связанную с независимой проверкой правильности ведения бухгалтерской и финансовой отчетности на предприятиях и индивидуальным предпринимателем. Но экологический аудит включает в себя рассмотрение более широкого круга вопросов, поэтому, крайне сложно понять, какова его роль и место в системе экологического права. Помочь решить эту ситуацию может обращение к опыту Евросоюза, где экологический аудит представлен сферой деятельности, имеющей конкретные правовые рамки, которые и определяют его функции. В основном, принципы экоаудита в ЕС рассматривают финансовый аспект экологического менеджмента, например, вопрос субсидиарности, когда предприятие, внедряющее экологические технологии, всячески поощряется государством в плане уменьшения налоговой нагрузки или разрешения продавать «кредиты» на отходы другим производствам, превысившим норму загрязнения.

В России к экологическому аудиту обращаются только тогда, когда предприятие вынуждено решить какую-то определенную задачу. Так, например, аудиторская проверка осуществляется:

  • в период перехода предприятия из государственной, в муниципальную и частную собственность;
  • при оформлении банкротства и проведении процедур, связанных с ликвидацией предприятия;
  • при разработке инвестиционной программы развития производственных мощностей, если на проведении комплексного экоаудита настаивают инвесторы;
  • при страховании субъекта предпринимательства от экологических рисков.

 

Экологический аудит и его основные стратегические цели

Главные цели экологического аудиторства заключаются в оценивании:

  • деятельности юридического лица (предприятия и ИП), связанной с охраной природы и рациональным использованием природоресурсного потенциала;
  • загрязненных участков на территории предприятия, определении типа загрязнителей и оценки масштаба экологического бедствия;
  • эффективности внедрения и использования ресурсосберегающих технологий и оборудования, охраняющих экологическую ситуацию;
  • степени влияния экологической ситуации на психосоматическое и психологическое состояние сотрудников;
  • анаиза полученных данных и определении, существует ли необходимость в дополнительной экологической информации о предприятии;

 

Основные принципы экологического аудита

Принципами, на которых основывается экологический аудит, являются:

  • принцип полной независимости аудиторов – то есть, на их оценку не должны влиять никакие обстоятельства извне, включая финансовый фактор и давление со стороны генеральных директоров, экологических служб, чиновников, что позволит проверить предприятие максимально эффективно;
  • принцип профессионализма – ведущий аудитор должен разбираться в вопросах экологического законодательства, природоиспользования, а также в специфике деятельности предприятия или индивидуального предпринимателя;
  • принцип полноты и «прозрачности» данных, которые предоставляет аудитору предприятие и индивидуальный предприниматель;
  • принцип планирования мероприятий, связанных с будущей проверкой, изучения статистики, данных, собранных государственной комиссией, проводившей аудит и другими службами;
  • принцип комплексности экоаудита, который заключается во всестороннем рассмотрении аспектов деятельности предприятия, влияющих на состояние окружающей среды;
  • принцип конфиденциальности полученной после проверки информации;
  • принцип ответственности проверяющего лица за подготовленный отчет о деятельности предприятия.

 

Виды экологического аудита и его осуществление

Согласно тому минимуму нормативно-правовых документов, что регулирует экологический менеджмент и аудит, в России предусмотрено осуществление:

  • обязательного аудита – он осуществляется в ситуациях, предусмотренных законодательством России в отношении ряда предприятий, чье функционирование было признано экологически опасным во время:

- проведения процедуры приватизации и ликвидации субъектов хозяйственной деятельности;

- проведения страхования от экологических рисков для того, чтобы страховщик мог рассчитать ставку, размер страховых выплат и возмещения ущерба;

- выдаче кредитов юридическим лицам государственными банковскими структурами;

- оценки результатов деятельности организации, связанной с ликвидацией экологического последствия стихийных бедствий и аварий;

- принятия решения представителями государственных органов о продлении лицензионно-разрешительной документации, выданной субъекту хозяйственной деятельности на экологически опасных объектах;

- реализации международных норм и, в частности, обязательств нашей страны перед мировым сообществом в плане охраны природы и рационального использования ресурсов.

Обязательный экологический аудит представляет собой трудоемкий и сложный процесс, поэтому право осуществлять эту деятельность, могут получить специалисты, имеющие опыт работы в этой отрасли. Аттестация экоаудиторов проводится по временным Правилам №436 от 16.07.1998г, утвержденных Госкомэкологии.

  • добровольный аудит осуществляется по решению самих предприятий, оказывающих вредное воздействие на природу, а также при смене собственника объекта, закрепления предприятия в статусе объекта залога, при выполнении мероприятий по модернизации технологий и самого предприятия.

Необходимость осуществления экологического аудита обусловлена интересами субъектов хозяйственной деятельности в отчете о состояния экологической ситуации на объекте и рекомендациях, внедрение которых способно:

  • улучшить вышеуказанные экологические параметры;
  • улучшить эффективность экологических мероприятий и довести их до уровня, соответствующего отечественным и международным стандартам.

Добровольный экологический аудит осуществляется платно, поскольку руководство заинтересовано в проведении этого мероприятия и квалификации специалистов. Критерием выбора компании должно стать наличие лицензии на проведение экологического аудита, выданной специальными органами в сфере охраны окружающей среды.

 

Мировой опыт в сфере проведения экологического аудита

20-летний международный опыт, накопленный западными странами в сфере экоаудита, свидетельствует, что деятельность должна проводится на добровольной негосударственной основе, как инициативный аудит. Целью проверки является получение рекомендаций, внедрение которых позволит улучшить эффективность природоохранных мероприятий предприятия, развитие системы экологического менеджмента и контроля, сама же проверка является вторичной.

Задачи, поставленные перед аудиторами, требуют различной подготовки, поскольку за короткий срок им надлежит разобраться в деятельности современного производства, дать адекватную оценку ситуации, чтобы на ее основе выдвигать рекомендации. Особое внимание следует уделить вопросам этики, поскольку проверка должна быть объективной и ее результаты – конфиденциальными.

Комплекс работ, которые проводятся при аудите, определяется задачами этой проверки, но самым целесообразным является применение программы аудита, учитывающей все основополагающие факторы:

  • техническое задание заказчика, основанное на предварительном изучении статистики;
  • данные экологического паспорта и другой документации, которая характеризует деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя, связанную с внедрением природоохранных мероприятий и рационального использования ресурсов;
  • проверок государственных аудиторов.

Результатом работы становится заключение, подписанное руководителем комиссии и заверенное печатью организации, осуществлявшей проверку.

 

 

 

Адрес:
192019, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 2, лит. Б
Телефон: